Отец Николая
Гастелло Франц Гастыло перебрался
в Москву в начале прошлого века из
Белоруссии. Устроился на работу на
литейном заводе
Московско-Казанской железной
дороги. Что бы придать вид
благородству происхождения, сменил
незвучную фамилию Гастыло на более
выразительное - Гастелло. 26 апреля (6
мая) 1907 году родился мальчик,
назвали его Николай. С1914 по 1918 год
учился в Сокольническом городском
мужском училище. Из-за голода семья
в 1918 году переехала в Башкирию, но в
1919 году возвращаются в Москву, где
на следующий год он закончил 5
классов. Трудовую жизнь начал в 1923
году. Работал учеником столяра в
Москве, затем слесарем на Муромском
паровозоремонтном заводе. В 1928 году
был принят в члены ВКП(б). В 1930 году
семья Гастелло возвращается в
Москву и Николай поступает на
работу в Первый государственный
механический завод строительных
машин имени 1-го мая. В 1932 году по
специальному набору Московский
комитет партии направляет Николая
Гастелло в 11-ое Луганское летное
училище. Через полтора года он –
летчик самолета ТБ-3. В 1939 году
становится командиром отряда
тяжелых бомбардировщиков.Боевое
крещение получил в боях под
Халкин-Голом (1939г.), участник
советско-финской войны (1939-1940г.).
Осенью 1940 года авиационная часть
перебазируется к западным
границам, в город Великие Луки, а
затем – в авиагородок Боровское
под Смоленском.
"На
рассвете 6 июля на разных участках
фронта летчики собрались у
репродукторов. Говорила Московская
радиостанция, диктор по голосу был
старым знакомым — сразу повеяло
домом, Москвой. Передавалась сводка
Информбюро.
Диктор прочел краткое сообщение о
героическом подвиге капитана
Гастелло. Сотни людей — на разных
участках фронта — повторили это
имя...
Еще задолго до войны, когда он
вместе с отцом работал на одном из
московских заводов, о нем говорили:
«Куда ни поставь, всюду — пример».
Это был человек, упорно
воспитывающий себя на трудностях,
человек, копивший силы на большое
дело. Чувствовалось, Николай
Гастелло стоящий человек.
Когда он стал военным летчиком, это
сразу же подтвердилось. Он не был
знаменит, но быстро шел к
известности. В 1939 году он бомбил
белофинские военные заводы, мосты и
доты, в Бесарабии выбрасывал наши
парашютные десанты, чтобы удержать
румынских бояр от грабежа страны.
С первого же дня Великой
Отечественной войны капитан
Гастелло во главе своей эскадрильи
громил фашистские танковые
колонны, разносил в пух и прах
военные объекты, в щепу ломал мосты.
О капитане Гастелло уже шла слава в
летных частях. Люди воздуха быстро
узнают друг друга.
Последний подвиг капитана Гастелло
не забудется никогда.
3 июля во главе своей эскадрильи
капитан Гастелло сражался в
воздухе. Далеко внизу, на земле,
тоже шел бой. Моторизованные части
противника прорывались на
советскую землю. Огонь нашей
артиллерии и авиация сдерживали и
останавливали их движение. Ведя
свой бой, Гастелло не упускал из
виду и бой наземный.
Черные пятна танковых скоплений,
сгрудившиеся бензиновые цистерны
говорили о заминке в боевых
действиях врага.
И бесстрашный Гастелло продолжал
свое дело в воздухе. Но вот снаряд
вражеской зенитки разбивает
бензиновый бак его самолета.
Машина в огне. Выхода нет.
Что же, так и закончить па этом свой
путь? Скользнуть, пока не поздно, на
парашюте и, оказавшись на
территории, занятой врагом, сдаться
в постыдный плен?
Нет, это не выход.
И капитан Гастелло не отстегивает
наплечных ремней, не оставляет
пылающей машины. Вниз, к земле, к
сгрудившимся цистернам противника
мчит он огненный комок своего
самолета. Огонь уже возле летчика.
Но земля близка. Глаза Гастелло,
мучимые огнем, еще видят, опаленные
руки тверды. Умирающий самолет еще
слушается руки умирающего пилота.
Так вот закончится сейчас жизнь —
не аварией, не пленом — подвигом!
Машина Гастелло врезается в
«толпу» цистерн и машин — и
оглушительный взрыв долгими
раскатами сотрясает воздух
сражения: взрываются вражеские
цистерны.
Мы помним имя героя — капитан
Николай Францевич Гастелло.
Его семья потеряла сына и мужа,
Родина приобрела героя.
В памяти навсегда останется подвиг
человека, рассчитавшего свою
смерть как бесстрашный удар по
врагу.
«Правда»,
10 июля 1941 года
сообщение другого
официального источника:
"В
первые дни Великой Отечественной
войны командир эскадрильи дальних
бомбардировщиков капитан Гастелло
стал выполнять боевые задания.
Самолеты эскадрильи совершали по
нескольку боевых вылетов в день. 25
июня фашистский бомбардировщик
неожиданно на бреющем полете
появился над нашим аэродромом и
обстрелял его из пулемета. В это
время у своего самолета находился
Гастелло. Он быстро вскочил в
машину на место стрелка и метким
огнем сбил врага. Экипаж сбитого
бомбардировщика был взят в плен.
26 июня 1941 г. в 4 часа утра
эскадрилья 207-го
дальнебомбардировочного авиаполка
42-й авиадивизии Западного фронта
под командованием капитана Н. Ф.
Гастелло наносила бомбовые удары
по механизированной колонне врага
на дороге Молодечно - Радошковичи.
Сбросив бомбовый груз на
скопившиеся для заправки горючим
вражеские танки, самолет Гастелло
возвращался обратно. В пути его
самолет был подбит снарядом
зенитки. Загорелся бензобак.
Объятая пламенем машина не
смогла бы дотянуть до своего
аэродрома. Капитан Гастелло
направил горящий самолет в
скопление бензоцистерн и автомашин
противника. Самолет взорвался, но
врагу был нанесен большой урон. Н. Ф.
Гастелло и его экипаж погибли.
Подвиг коммуниста Гастелло в
тяжелый начальный период войны
стал символом мужества и
героизма."